14.01.2003
Зачем нужен единый экзамен?Такой
вопрос корреспондент Компании развития
общественных связей задал министру образования
РФ Владимиру Филиппову.
- Владимир Михайлович, существует
мнение, что единый государственный экзамен (ЕГЭ)
вводится для того, чтобы победить коррупцию на
вступительных экзаменах в вуз.
- Вовсе не для этого. И не для того, чтобы
как класс ликвидировать репетитора. Так тоже
многие сегодня думают.
Могу совершенно официально сказать:
борьба с коррупцией - это вообще работа других
ведомств, а не Министерства образования. Кроме
того, я считаю, что коррупцию в отдельно взятой
отрасли вообще нельзя победить: ни в налоговой
полиции, ни в милиции, ни тем более в образовании,
потому что в образовании умные люди собрались:
все равно что-нибудь придумают". Есть даже
анекдот на эту тему: "К ректору одного
института приходит его близкий друг и говорит:
"Ты знаешь, что у тебя берут взятки на
экзаменах? Ректор отвечает: "Не может быть".
"Ну, как не может быть! У моей дочки попросили 5
тысяч долларов за поступление!". Тогда ректор
отвечает своему другу: "Давай с тобой поспорим
на пять тысяч долларов, что она поступит без
взятки!".
Первая и самая главная идея единого
экзамена - расширить доступность высшего
образования для способных детей из далеких
регионов Российской Федерации и из сельской
местности.
Раньше в московских вузах учились
студенты со всей страны. И создавались такие
элитные высшие школы, как Бауманка, Менделеевка,
МАИ, МГУ, МГИМО с расчетом подготовки
высококлассных специалистов на всю страну.
Согласно статистике, раньше в Москве учились 75 %
иногородних студентов и 25 % москвичей. Сейчас же
все наоборот 24 иногородних и 76 - москвичей.
Вторая задача единого экзамена -
приблизить образование к человеку, сделать его
получение более удобным.
- Но ведь Москва пока противится
единому экзамену?
- Начнем с того, что Москва - это далеко не
вся Россия!
Если вдуматься, то почему должен
выпускник школы из небогатой семьи, живущий где-нибудь
в глубинке ехать в столицу, чтобы только
попытаться сдать экзамены? И еще хорошо, если
поступит, а если нет?
Несмотря на то, что спрос среди сельского
населения на высшее образование довольно высок (согласно
соцопросам 65 % сельских семей хотели бы, чтобы их
дети стали студентами), не каждый выпускник
отважится ехать "покорять" Москву. В
небольшом поселке или деревне, где все друг друга
знают, страшно получить смолоду клеймо
неудачника. Провалившись на экзаменах, сельские
дети не так уж редко остаются в крупных городах
без денег и крыши над головой и, пытаясь выжить,
попадают в социальные низы.
- Но ведь можно не поступить и по
единому экзамену. В чем отличие ситуации?
- Да хотя бы в том, что результаты ЕГЭ
можно отправить по почте сразу в несколько вузов.
Никуда не надо ехать, тратить деньги на дорогу.
Надо только ждать ответа.
- Вы сказали, что у ЕГЭ три задачи,
какая третья?
- Третья задача ЕГЭ - оценить труд
учителя.
Более 50 % школьных медалистов
проваливается на первом экзамене в вуз. Цена
золотой медали или пятерки в аттестате
совершенно разная в разных школах, а тем более в
разных городах. Ставя отметку своему ученику,
учитель по сути дела ставит отметку самому себе.
В такой системе оценок не может быть
объективности.
На этом основании ряд стран, в том числе
наши соседи - Венгрия и Чехия, прислали в
Министерство образования письма-уведомления о
том, что они желают расторгнуть с нами соглашение
о признании у себя российских аттестатов о
среднем образовании. Обидно, правда?
А когда, к примеру, ЕГЭ по биологии
проходит в десяти школах города, и ученики одной
школы сдают его лучше, а другой - значительно хуже,
и это повторяется из года в год, то вывод
напрашивается сам: виноват учитель. Таким
образом, получается, что ЕГЭ стимулирует школы и
учителей к лучшей работе.
- Расскажите, пожалуйста, в
деталях, как проходит ЕГЭ? Гарантирована ли
выпускникам анонимность и объективность оценки?
- В гораздо большей степени, чем сейчас.
Единый государственный экзамен могут сдавать
как в специально отведенных местах, так и в своей
школе. Но доступ туда всем преподавателям и даже
директору этой школы в день экзамена закрыт.
Люди, которые приезжают проводить ЕГЭ,
никакого отношения к этой школе не имеют. Их
задача исключительно привезти задания, бланки,
упаковать работы.
При выпускниках открывается конверт
одноразового вскрытия, затем раздаются бланки с
вопросами. По окончании работы дети сдают бланки.
Все складывается при них же в пакет одноразового
закрытия. Составляется протокол.
- А кто проверяет работы?
- Задание ЕГЭ по каждому предмету состоит
из трех частей - "А" (тест), "В" (краткий
ответ) и "С" (творческая часть, развернутый
ответ или решение задачи). Части "В" и "С",
дающие наибольшее количество баллов,
сканируются в субъекте Федерации и проверяются в
Москве. На бланках нет фамилии, нет номера. Только
штрих-код. Часть "А" проверяет в регионе
компьютер.
- То есть, анонимность полная?
- Сейчас мы работаем вплоть до
подключения ФАПСИ к единому экзамену в части
обеспечения секретности доставки заданий и
процедуры сканирования! В Москве уже создан
Федеральный институт по разработке контрольно-измерительных
материалов (КИМов), и второй институт создается.
Он будет заниматься организацией ЕГЭ в масштабах
всей страны.
Думаю, нужно ввести поправки, связанные
с ЕГЭ, в Уголовный кодекс. Например, в Египте, где
единые экзамены практикуются уже 30 лет, за
попытку вмешательства в их процедуру полагается
25 лет тюрьмы. Сегодняшняя же российская система
экзаменов развращает. Все учились в школе, и
знаем, что почти в каждом классе есть тот
двоечник, которому тройку натянут во что бы то ни
стало. Равно, как есть и сын, дочка богатых
родителей, ходящих "на поклон" к педагогам и
директору за пятерками.
- В скольких регионах пройдет ЕГЭ
в этом году?
- Пока в России ЕГЭ проводится
экспериментально. В этом году он пройдет в 48
регионах. Все проблемы, связанные с ЕГЭ, публично
обсуждаются. Между тем, Казахстан, Азербайджан,
Армения ввели ЕГЭ без всяких экспериментов. Мы же
считаем, что лучше сначала все как следует
отработать, прежде чем переходить на ЕГЭ в
масштабах всей страны.
Материал подготовлен Компанией
развития общественных связей
ОТ РЕДАКЦИИ:
С 16 января по 27 февраля 2003 года
управление образования администрации города
Хабаровска проводит "горячую линию" по
вопросам проведения единого государственного
экзамена в школах города в 2003 году.
Свои вопросы можно задавать по
телефонам: 21-03-56, 21-02-40 и 32-38-58 с 16.00 до 18.00.
Подробную
информацию о горячей линии см. на сайте
Администрации города Хабаровска.
Обсудить в конференции
Написать
отзыв в гостевую книгу
|