Хабаров
< в начало
< подробно

 


RB2


14.01.2003
Зачем нужен единый экзамен?

Такой вопрос корреспондент Компании развития общественных связей задал министру образования РФ Владимиру Филиппову.

- Владимир Михайлович, существует мнение, что единый государственный экзамен (ЕГЭ) вводится для того, чтобы победить коррупцию на вступительных экзаменах в вуз.

- Вовсе не для этого. И не для того, чтобы как класс ликвидировать репетитора. Так тоже многие сегодня думают.

Могу совершенно официально сказать: борьба с коррупцией - это вообще работа других ведомств, а не Министерства образования. Кроме того, я считаю, что коррупцию в отдельно взятой отрасли вообще нельзя победить: ни в налоговой полиции, ни в милиции, ни тем более в образовании, потому что в образовании умные люди собрались: все равно что-нибудь придумают". Есть даже анекдот на эту тему: "К ректору одного института приходит его близкий друг и говорит: "Ты знаешь, что у тебя берут взятки на экзаменах? Ректор отвечает: "Не может быть". "Ну, как не может быть! У моей дочки попросили 5 тысяч долларов за поступление!". Тогда ректор отвечает своему другу: "Давай с тобой поспорим на пять тысяч долларов, что она поступит без взятки!".

Первая и самая главная идея единого экзамена - расширить доступность высшего образования для способных детей из далеких регионов Российской Федерации и из сельской местности.

Раньше в московских вузах учились студенты со всей страны. И создавались такие элитные высшие школы, как Бауманка, Менделеевка, МАИ, МГУ, МГИМО с расчетом подготовки высококлассных специалистов на всю страну. Согласно статистике, раньше в Москве учились 75 % иногородних студентов и 25 % москвичей. Сейчас же все наоборот 24 иногородних и 76 - москвичей.

Вторая задача единого экзамена - приблизить образование к человеку, сделать его получение более удобным.

- Но ведь Москва пока противится единому экзамену?

- Начнем с того, что Москва - это далеко не вся Россия!

Если вдуматься, то почему должен выпускник школы из небогатой семьи, живущий где-нибудь в глубинке ехать в столицу, чтобы только попытаться сдать экзамены? И еще хорошо, если поступит, а если нет?
Несмотря на то, что спрос среди сельского населения на высшее образование довольно высок (согласно соцопросам 65 % сельских семей хотели бы, чтобы их дети стали студентами), не каждый выпускник отважится ехать "покорять" Москву. В небольшом поселке или деревне, где все друг друга знают, страшно получить смолоду клеймо неудачника. Провалившись на экзаменах, сельские дети не так уж редко остаются в крупных городах без денег и крыши над головой и, пытаясь выжить, попадают в социальные низы.

- Но ведь можно не поступить и по единому экзамену. В чем отличие ситуации?

- Да хотя бы в том, что результаты ЕГЭ можно отправить по почте сразу в несколько вузов. Никуда не надо ехать, тратить деньги на дорогу. Надо только ждать ответа.

- Вы сказали, что у ЕГЭ три задачи, какая третья?

- Третья задача ЕГЭ - оценить труд учителя.

Более 50 % школьных медалистов проваливается на первом экзамене в вуз. Цена золотой медали или пятерки в аттестате совершенно разная в разных школах, а тем более в разных городах. Ставя отметку своему ученику, учитель по сути дела ставит отметку самому себе. В такой системе оценок не может быть объективности.

На этом основании ряд стран, в том числе наши соседи - Венгрия и Чехия, прислали в Министерство образования письма-уведомления о том, что они желают расторгнуть с нами соглашение о признании у себя российских аттестатов о среднем образовании. Обидно, правда?

А когда, к примеру, ЕГЭ по биологии проходит в десяти школах города, и ученики одной школы сдают его лучше, а другой - значительно хуже, и это повторяется из года в год, то вывод напрашивается сам: виноват учитель. Таким образом, получается, что ЕГЭ стимулирует школы и учителей к лучшей работе.

- Расскажите, пожалуйста, в деталях, как проходит ЕГЭ? Гарантирована ли выпускникам анонимность и объективность оценки?

- В гораздо большей степени, чем сейчас. Единый государственный экзамен могут сдавать как в специально отведенных местах, так и в своей школе. Но доступ туда всем преподавателям и даже директору этой школы в день экзамена закрыт.

Люди, которые приезжают проводить ЕГЭ, никакого отношения к этой школе не имеют. Их задача исключительно привезти задания, бланки, упаковать работы.

При выпускниках открывается конверт одноразового вскрытия, затем раздаются бланки с вопросами. По окончании работы дети сдают бланки. Все складывается при них же в пакет одноразового закрытия. Составляется протокол.

- А кто проверяет работы?
- Задание ЕГЭ по каждому предмету состоит из трех частей - "А" (тест), "В" (краткий ответ) и "С" (творческая часть, развернутый ответ или решение задачи). Части "В" и "С", дающие наибольшее количество баллов, сканируются в субъекте Федерации и проверяются в Москве. На бланках нет фамилии, нет номера. Только штрих-код. Часть "А" проверяет в регионе компьютер.

- То есть, анонимность полная?

- Сейчас мы работаем вплоть до подключения ФАПСИ к единому экзамену в части обеспечения секретности доставки заданий и процедуры сканирования! В Москве уже создан Федеральный институт по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМов), и второй институт создается. Он будет заниматься организацией ЕГЭ в масштабах всей страны.

Думаю, нужно ввести поправки, связанные с ЕГЭ, в Уголовный кодекс. Например, в Египте, где единые экзамены практикуются уже 30 лет, за попытку вмешательства в их процедуру полагается 25 лет тюрьмы. Сегодняшняя же российская система экзаменов развращает. Все учились в школе, и знаем, что почти в каждом классе есть тот двоечник, которому тройку натянут во что бы то ни стало. Равно, как есть и сын, дочка богатых родителей, ходящих "на поклон" к педагогам и директору за пятерками.

- В скольких регионах пройдет ЕГЭ в этом году?

- Пока в России ЕГЭ проводится экспериментально. В этом году он пройдет в 48 регионах. Все проблемы, связанные с ЕГЭ, публично обсуждаются. Между тем, Казахстан, Азербайджан, Армения ввели ЕГЭ без всяких экспериментов. Мы же считаем, что лучше сначала все как следует отработать, прежде чем переходить на ЕГЭ в масштабах всей страны.

Материал подготовлен Компанией развития общественных связей

ОТ РЕДАКЦИИ:
С 16 января по 27 февраля 2003 года управление образования администрации города Хабаровска проводит "горячую линию" по вопросам проведения единого государственного экзамена в школах города в 2003 году.

Свои вопросы можно задавать по телефонам: 21-03-56, 21-02-40 и 32-38-58 с 16.00 до 18.00.

> Подробную информацию о горячей линии см. на сайте Администрации города Хабаровска.

> Обсудить в конференции
> Написать отзыв в гостевую книгу

 

 Copyright © 1999 by ХКЦ НИТ  Создание сервера - Агентство интернет-технологий "ДальВеб"