20.05.2002
Сергей Зимин, пресс-центр Правительства Хабаровского края
Вывоз металла: наступят ли кардинальные изменения?
Правительство Хабаровского края уже более пяти лет ведет переписку с руководителями кабинета министров страны - от Виктора Черномырдина до Михаила Касьянова. Актуальность проблемы, с которой все эти годы не могут справиться федеральные власти, очевидна.
По сути, неограниченный вывоз лома черных и цветных металлов, наносит непоправимый ущерб экономической безопасности не только Дальнего Востока, но и страны в целом. Потому что подобные обращения поступают в адрес правительства России из многих других субъектов федерации - Карелии, Воронежской, Тверской, Ульяновской, Вологодской областей и т.д.
Эта тревога имеет под собой реальную основу. Если в 1994 году из нашей страны экспортировалось 7,1 тысяч тонн меди, то в 1997 - уже 356 тысяч тонн.
В своем последнем письме от 23 марта текущего года Губернатор Виктор Ишаев вновь просит Михаила Касьянова принять безотлагательные меры по ограничению вывоза металлолома за пределы страны. Он обращает внимание премьера на то, что только в конце 2001 - начале 2002 годов по данному вопросу было дано несколько поручений Правительства РФ федеральным органам исполнительной власти (таким, как Государственный таможенный комитет, Федеральная пограничная служба, Министерству экономического развития и торговли и т.п.). И данные структуры полностью поддерживают позицию Правительства Хабаровского края, выражают готовность оказать содействие. Но, увы, все пожелания так и остаются на бумаге.
Между тем, вторичный металлофонд Дальнего Востока практически исчерпан. В связи с этим разграбление имущества государственных и частных организаций, жизненно важных объектов энергетики, транспорта и связи принимает угрожающие масштабы. Любителей легкой наживы, вырезающих электрический кабель, питающий районную больницу или родильный дом, совершенно не заботит, что в это время в операционной врачи могут бороться за спасение жизни больного… Возрастает угроза жизни и безопасности населения в целом, вследствие причинения вреда важнейшим объектам инфраструктуры.
Экспортом лома на территории края занимается около двух десятков предпринимательских структур. Используя несовершенство законодательства, они уклоняются от уплаты налогов, в то время как таможенные пошлины при вывозе лома незначительны.
Одна из главных причин критической ситуации - реальная возможность получения высокой прибыли от операций по экспорту металлолома. Все потоки направлены в Китай, Южную Корею, Японию и другие страны Юго-Восточной Азии, где созданы специальные предприятия, ориентированные на переработку лома, доставленного из России.
А единственный на Дальнем Востоке передельный металлургический комплекс, находящийся в Комсомольске-на-Амуре и обеспечивающий тысячи рабочих мест и значительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней, в то же время находится практически на грани остановки из-за отсутствия основного сырья, которым являются лом и отходы черных металлов.
Усугубило ситуацию прошлогоднее отклонение президентом России федерального закона "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов". Владимир Путин мотивировал свое решение тем, что данный закон ограничивает права и свободы граждан, занимающихся этим видом деятельности. Однако подобный либерализм вряд ли можно считать целесообразным. Потому что вывоз металлолома за рубеж уже давно приобрел незаконный характер и создал угрозу экономической безопасности страны. В связи с этим ряд руководителей регионов России призывают руководствоваться в данной ситуации частью третьей статьи 155 Конституции РФ, которая указывает на то, что в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены соответствующими федеральными законами.
Правда, в результате неоднократных обращений Губернатора Хабаровского края, Государственный таможенный комитет РФ 5 июля прошлого года своим приказом №648 исключил пункты пропуска "Забайкальск" и "Наушки" из перечня разрешенных для вывоза металлолома. Эффективность такого решения подтверждают цифры. Так, поступления металлолома из Иркутской области возросли с пяти процентов в 2000 году до девятнадцати с половиной в 2001. А за два месяца текущего года объем поставок из данного субъекта федерации составил 34,5 процента от общего количества лома, поступившего на металлургический комплекс.
Однако проблема так и не была решена окончательно. Лом и отходы черных металлов продолжали вывозиться за границу через другие пункты и порты Дальнего Востока.
Между тем, при выплавке одной тонны стали с применением лома экономится 180 киловатт-часов электроэнергии, 800 кг угля, 400 кг известняка, 175 кубометров природного газа. Себестоимость производства рафинированной меди из лома и отходов на 400 - 500 долларов ниже, чем из рудного сырья.
Расчеты Правительства Хабаровского края показывают, что в случае исключения морских портов Находка, Владивосток, Ванино, Восточный, Советская Гавань из перечня пунктов пропуска, в которых вывоз металлолома разрешен, на краевые металлургические предприятия поступит дополнительно около миллиона тонн лома черных металлов. Такие объемы поступления сырья позволят загрузить производственные мощности предприятий на все сто процентов, увеличить поступления платежей только в федеральный бюджет на 432 миллиона рублей. И тем самым компенсировать потери от уплаты госпошлины, создать дополнительно 400 рабочих мест, обеспечить устойчивым заработком свыше пяти тысяч человек.
Кстати, помимо Виктора Ишаева, в Правительство РФ с просьбой принять решение об ограничении вывоза металлолома дважды за последние годы обращался и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский. Поступало в адрес Владимира Путина по этому поводу и обращение депутата Государственной Думы Вячеслава Шпорта, поддержанное руководителями практически всех думских фракций.
Между тем, заместитель председателя правительства РФ Алексей Кудрин после получения письма Губернатора Хабаровского края, 2 апреля дал поручение о принятии дополнительных мер по усилению контроля над экспортом лома руководству ГТК, МВД, ФСБ, ФСНП и ФПС России.
Реакция Государственного таможенного комитета уже последовала. 9 апреля 2002 года на свет появился приказ под №346, которым из перечня морских пунктов пропуска и таможенных органов РФ исключены порты Ванино, Советская Гавань (Хабаровский край), Владивосток, Восточный и Находка (Приморский край). А среди железнодорожных пунктов - также приморские - Пограничный, Хасан и Махалино.
Что ж, почин сделан. Теперь со своей стороны должны принять соответствующие меры и другие силовые ведомства. Только сообща, создав полноценную законодательную базу, регулирующую операции с ломом и отходами черных и цветных металлов, можно кардинально изменить сложившуюся ситуацию и защитить отечественный металлургический комплекс.
Обсудить статью в конференции
Написать отзыв в гостевую книгу
|