Хабаров
< в начало
< подробно

 


RB2


06.02.2002
Александр Горбунов
Внеси сбор и рули спокойно

В апреле опять будут введены ограничения на дорогах Хабаровска. Тридцать три года назад тогдашний Совмин России утвердил Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, коим предписывалось производить временное прекращение или ограничение движения транспортных средств, в том числе из-за дорожно-климатических условий.

Подобные условия, как правило, возникают у нас весной - не зря ведь эту пору называют распутицей. Не исключением станет и предстоящая весна. В связи с этим наш разговор с начальником городской административно-технической инспекции Борисом Насибулиным.

- Борис Васильевич, я уже упомянул, что, вводя временные ограничения проезда, в городе ссылаются на документ аж времен 60-х годов. Не устарел ли он, и имеются ли более "свежие" нормативные акты на сей счет?

- Ну, скажем, постановление Совмина РСФСР никто не отменял. Более того, в связи с возросшей актуальностью проблемы сохранения дорог, порядок ограничений закреплен и в ряде других документов, например, в ежегодных приказах Росавтодора о допустимых нагрузках на ось транспортных средств при проезде по дорогам в весенний период. Имеются и соответствующие постановление главы администрации края № 568 и решение городской думы от 1996 года. В них, с целью сохранения дорог от разрушения, оговаривается, что ограничения могут вводиться не только весной, но и осенью. Это важно, учитывая и состояние городских магистралей, многие из которых, особенно в центре, были заложены еще в 30-е годы на базе конных дорог, а также все возрастающую интенсивность движения, особенно с открытием транзитного автодорожного перехода через Амур. Так, что временные ограничения проезда – это вовсе не выдумка городских властей, стремящихся "обложить данью" автомобилистов, а мера вынужденная. При этом муниципальная власть реализует свои функции в соответствии с Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления".

- Как производятся расчеты допустимой нагрузки на ось автотранспортных средств и определяются сроки введения ограничений проезда?

- Сроки и масса транспортных средств просчитаны и рекомендованы специалистами автодорожного института Хабаровского технического университета с учетом прогнозов температурного режима. Вводя ограничения на дорогах Хабаровска, мы ориентировались и на подобную практику, применяемую в ряде сибирских городов, близких к нам по климатическим условиям. К примеру, в Омске ограничивают движение транспортных средств на два месяца. У нас в прошлом году для транспорта массой 10 тонн и более ограничения вводились с 5 апреля на 45 дней, для 8 - 10-тонных машин это было сделано с 10 апреля на период 28 дней, а для тех, чей вес не превышает с грузом 6 - 8 тонн - с 15 апреля на 17 календарных дней.

- Помнится, ограничительные меры вызвали протесты автотранспортников, которые даже инициировали два суда. Чем они были недовольны при всей очевидной необходимости временных запретов?

- Что касается судов, то кассационная жалоба и протест прокуратуры судебной коллегией по гражданским делам краевого суда оставлены без удовлетворения. Я полагаю, что протест руководителей некоторых транспортных предприятий был вызван недостаточным пониманием целей вводимых ограничений. Вроде, на словах, за сохранность дорог ратуют все, а вот, когда встает вопрос, что за проезд большегрузных автомобилей надо получить пропуск и внести компенсацию за причиненный дорогам ущерб, поднимается шум. Противники ограничений приводили аргументы: вот, дескать, будет парализована работа автотранспорта, без сырья остановятся предприятия, в торговле будут перебои с незавезенными продуктами, вырастет стоимость проезда в коммерческих автобусах и т.п. Но, вот, ввели мы ограничения проезда, и оказалось, что никто не простаивал, продукты с прилавков не пропали, цены в автобусах не подскочили - город жил нормальной своей жизнью.
А если учесть, что информация о предстоящих ограничениях проезда публикуется, как минимум за месяц, то у тех, кто использует тяжелые машины, есть возможность подготовиться - предусмотрительно сделать необходимые запасы сырья и материалов, завезти товар, спланировать количество и тоннаж машин, выходящих на трассы. Кое-где воспользовались моментом и на период ограничений остановили транспорт для подготовки его к техосмотру.

- А если предприятия используют транспорт для выполнения насущных городских задач – их тоже касаются ограничения?

- Конечно, мы учитывали это и подходили к выдаче пропусков дифференцированно. Расширили круг льготников. Без внесения платы в прошлом году выдали 370 пропусков на автотранспорт, задействованный на реконструкции дорог. Также без проблем их получали предприятия, обслуживающие жизненные потребности города. Что касается коммерческого пассажирского транспорта, то для него была предусмотрена 50-процентная скидка стоимости за проезд по дорогам, так как эти автобусы выполняли муниципальный заказ.

- Говорят, что противники весенних ограничений выступили, главным образом, против размера оплаты за получение пропусков – они посчитали его завышенным.

- Еще раз подчеркну, что размер был взят не с потолка, а рассчитан с учетом грузоподъемности машин, того, какой ущерб они наносят дорожному покрытию. Безусловно, в каждом регионе эти расценки различны, потому что отличаются размеры затрат на ремонт дорог. В Хабаровске из-за удаленности от центра, в отличие от многих городов России, велики тарифы на электроэнергию, ГСМ, железнодорожные перевозки, а это не может не повлиять на стоимость восстановительных дорожных работ. Для оценки их стоимости применяется средняя стоимость асфальтобетона с учетом трудозатрат и издержек по ремонту. Мы представляли расчет размеров оплаты за проезд в краевой комитет по политике цен и согласовали их со снижением на 20 процентов.
В период прошлогодних ограничений проезда было выдано около 6300 пропусков на сумму 8,8 млн. рублей. Причем около 30 процентов платежей - это не деньги, а взаимозачеты. В счет компенсации ущерба дорогам предприятия поставляли дорожные бордюры, пескогравий, щебень, асфальтобетон, ГСМ и т.д. Из поступивших средств 3,8 млн. рублей было потрачено на ремонт и содержание дорог, остальные использовались на приобретение дорожной техники.

- Автомобилисты могут возразить, дескать, мы платим, так называемый дорожный налог и налог с владельца транспортным средством. Деньги немалые – используйте их на ремонт и строительство городских магистралей!

- Увы, проблема в том, что муниципалитет не получает из этих средств ни рубля – все они поступают на содержание только федеральных дорог. По расчетам на ремонт, реконструкцию и содержание городских магистралей требуется около 900 млн. рублей в год, а фактически на все про все бюджетом Хабаровска, исходя из его возможностей, планируется не более 80 млн. рублей. Иначе говоря, городу с этой проблемой самому не справиться. И, хотя, общая сумма сборов в период временных ограничений проезда в сравнении с потребностями не велика, это помогает решать некоторые задачи.

Недавно в полпредстве Президента РФ по Дальневосточному округу прошло совещание по вопросам ограничения движения по дорогам предстоящей весной. В феврале, перед принятием этого решения, состоится встреча со всеми заинтересованными сторонами – транспортниками, дорожниками, руководителями предприятий города, чтобы еще раз обсудить все нюансы ограничений на дорогах Хабаровска.

> Обсудить статью в конференции
> Написать отзыв в гостевую книгу

 

 Copyright © 1999 by ХКЦ НИТ  Создание сервера - Агентство интернет-технологий "ДальВеб"