Хабаров
< в начало
< подробно

 


RB2


26.06.2000
Александр Сутурин
Нужны ли в Хабаровске зоны?

"..Я против общественных слушаний! В своё время меня на общественном обсуждении одного из проектов били лопатой по спине..."
(Борис Лохманов,
бывший главный архитектор Хабаровска).

Итак, работа над проектом местного правового акта, который будет регулировать застройку и пользование землёй в Хабаровске, практически завершена. Открытое обсуждение проекта правового зонирования, куда пригласили хабаровских предпринимателей, владельцев недвижимости, потенциальных инвесторов, в общем, всех, кто заинтересован в строительстве разного рода зданий, стало четвертым и последним этапом в разработке документа.

У истоков, по сути революционного проекта, стояли специалисты московского фонда “Институт экономики города” и работники администрации Хабаровска. “Перекройка” города велась в рамках региональной инвестиционной инициативы, которую поддерживают Агентство США по международному развитию и администрация края. В общем, всё задумывалось и разрабатывалось на довольно серьёзном уровне. Не будем вдаваться в технические подробности проекта, это дело специалистов, а попытаемся понять, что приобретёт Хабаровск, с принятием думой принципиально новых “Правил застройки и землепользования”.

На карте, которую представили разработчики, Хабаровск разделён на множество зон. У каждой чёткая граница и свой цвет. Появятся такие зоны, как, скажем, зона деловой активности, многоэтажной жилой застройки, особо охраняемых природных территорий, промышленная зона и т.д. Естественно и арендная плата будет браться дифференцировано, в зависимости от выгодности расположения того или иного участка. Кроме того, правила будут определять, какого профиля здания можно строить в той или иной зоне. И что немаловажно, сократится время согласования проектов будущих зданий в чиновничьих кабинетах. “Правила” предусматривают и развитие транспортной инфраструктуры города, поскольку пройдёт ещё несколько лет и Хабаровск “задохнётся” от огромного количества автомобилей на магистралях.

Теперь, непосредственно о самих слушаниях, которые прошли в администрации Хабаровска. Есть мнение, что все важные документы должны обсуждаться и приниматься в узком кругу профессионалов. С другой стороны судьбоносные решения вроде бы нельзя принимать без активного участия горожан. Распутывая эту дилемму, разработчикам нужно было сохранить основное - ядро проекта. Судя по результатам слушаний, сделать это удалось. И именно во время обсуждения прозвучала, пожалуй, самая важная, на наш взгляд, мысль, которая способна кардинально изменить ситуацию со строительством в городе. Инвесторы только тогда охотно вкладывают деньги в возведение объектов недвижимости, когда имеют чёткие гарантии. Это аксиома. Так вот, по мнению одного из ведущих архитекторов Хабаровска, необходимо уже в начале строительства заключать с бизнесменом договор на долгосрочную аренду земли. Это может быть 30 или, скажем, 50 лет. Только в этом случае инвесторы будут вкладывать деньги в строительство.

Хабаровску пророчат неплохое будущее. Учитывая выгодное географическое положение, город вполне может постепенно стать одним из самых крупных транспортных узлов во всём азиатско-тихоокеанском регионе. Вполне очевидно, что подобная трансформация подвигнет крупные зарубежные компании иметь в Хабаровске свои представительства. Причем, не исключена возможность того, что иностранные бизнесмены будут вкладывать деньги и в строительство офисов и прочих зданий.

Пока же это всё в перспективе. Механизм правового зонирования ещё требует некоторой доработки и корректировки с учётом всех накопленных замечаний. Самым последним этапом работы над проектом станет его утверждение депутатами городской думы. Однако большая часть работы сделана, причем сделана, на совесть. По крайней мере, серьезных замечаний проект “Правил застройки и землепользования в Хабаровске”, на наш взгляд, не имеет, несмотря на бытовавшее опасение перед публичными обсуждениями.

 

 Copyright © 1999 by ХКЦ НИТ  Создание сервера - Агентство интернет-технологий "ДальВеб"