Хабаров
< в начало
< политика

 


RB2



Far East Banners

18.07.2001
Юрий Ефименко
Горячее ожерелье Дальнего Востока

Последнее время очень актуальным является вопрос территориальных принадлежностей. Мы предлагаем вам мнение поэтому вопросу Юрия Ефименко. В своей статье он приводит очень интересные исторические факты, с которыми на наш взгляд необходимо ознакомиться всем. /Андрей Свинчуков - ред. сервера khb.ru/

Еще лет пятнадцать назад каждый бы подумал - речь о вулканах Камчатки и Курил. Ныне такие явления не из природной - из политической области. И хотя на Дальнем Востоке, вдали от Чечни, как бы тишина и покой, не стоит обольщаться. За очевидным неимением, кроме чисто ископаемых исключений, натуральных сепаратистов тревога и опасность у нас идут извне. И не шуточного порядка.

Сегодня это факт: по всему периметру Дальнего Востока уже сложены, то и дело чадя, готовые к употреблению костры чужих намерений, усилий и претензий. Нешуточное дело в шатких условиях из то и дело прогибающейся политической воли и слабо выраженной тяги к соблюдению собственных государственных интересов у высшего руководства нашей страны.

Дальний Восток в своей истории это уже проходил. И не раз. То царь Александр II за копейки сбыл США Русскую Америку с ее колоссальными богатствами и выгоднейшим для России геостратегическим положением. То Никита Сергеевич Хрущев твердо пообещал Японии, сселив оттуда в 1956 г. русское население, Мало-Курильскую гряду (Шикотан и архипелаг Хабомаи), а чуть ранее подарил КНР все военное и прочее хозяйство, накопленные Советским Союзом в Порт-Артуре и г. Дальнем, прервав досрочно их аренду. Теперь зависли все Южные Курилы. И если бы только они! Дальний Восток практически весь подготовлен к взлому со стороны соседей.

На Севере Дальнем

Это событие прошло так незаметно, будто в чужой стране. Между тем последствия его предсказуемы лишь в одном - во всем наихудшем. Благие намерения правительства оставим в стороне.

В 1997 г. на свет появился Закон РФ о нашем присоединении к "морской" конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Дело вроде бы доброе. Одно плохо - безо всяких оговорок. А это значит, в одночасье Россия добровольно отказалась от суверенитета над огромнейшей территорией - над российским сектором Арктики. По мнению специалистов, "такая утрата превышает по своим последствиям продажу Аляски и Алеутских островов".

Нелишне вспомнить, что российский сектор Арктики - это обширнейшие, в сотни тысяч кв. км, арктические просторы Северного Ледовитого океана, примыкающие к российскому Заполярью. И его долгое наличие - вовсе не из разряда "тоталитарных" происков или еще черт знает чего. Строго наоборот - из международной практики своего времени. Он появился на свет в 1916 г. на основе ноты царского правительства со строгим учетом интересов России на Севере. Нота международных возражений не вызвала. Фактическая граница страны таким образом отодвинулась до Северного полюса. Можно было спокойно изучать Арктику, налаживать Северный морской путь и не бояться за свои приполярные берега.

Отныне же за нами - только узкая прибрежная полоса, да зыбкая с точки зрения права экономическая зона. Все остальное - международные воды со всеми вытекающими последствиями. В Охотском море мы таковые уже имеем. И все это похоже на классическую благоглупость новых времен. Но еще больше - на чей-то хорошо продуманный ход. И, разумеется, не в пользу России.

Отныне над дальневосточной частью Арктики занялась дымная заря Персидского залива. Все дело в арктическом шельфе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. С его перспективой на нефть и газ. Уже сегодня зашла речь о торгах (камуфлируемых ныне интеллигентно "инвестиционными проектами"), включая российско-американский проект в Чукотском море, под который, как видится, и заспешил в частности Р.Абрамович на Чукотку.

Чему далее быть? А лишь тому, что поэтом названо - "покой нам только снится".

Для заметки: Соединенные Штаты основными положениями "морской" конвенции 1982 г. себя связывать не стали.

Остров невезения в океане есть

Его имя - остров Врангеля.

Российским он стал и был со времен Семена Дежнева. Задолго до появления на свет государства Соединенные Штаты Америки. Это не отменяет того, что в США уже накоплен потенциал требований о "возврате" острова США. Еще в 1986 г. группой сенаторов штата Аляска была подготовлена резолюция для своего "штатного" сената с требованием к правительству США возместить ущерб штату в связи с тем, что оно в 1924 г. "уступило" остров Врангеля Советскому Союзу.

Исторический эпизод этой "уступки" хорошо известен.

К началу ХХ века Аляска с ее благословенными против Чукотки климатическими условиями стала главной базой натиска американских промышленников на русский Северо-Восток (см. популярный и небесполезный для познания фильм "Начальник Чукотки"). Особого догляда за арктическим побережьем у нас сроду не было. И американцы чувствовали себя здесь действительно полными хозяевами.

Летом 1924 г., по окончанию на Дальнем Востоке в декабре 1922 г. интервенции и гражданской войны на Дальнем Востоке и после очищения в 1923 г. от их остатков охотского побережья и Камчатки, у новой власти дошли наконец руки и до Арктики. Из Владивостока туда направился небольшой пароходик, портовый ледокол, грозно переименованный в канонерку. Это был "Красный Октябрь" под командованием выдающегося дальневосточного гидрографа Бориса Владимировича Давыдова. К слову сказать, не только бывшего царского офицера, но и былого, по порт-артурским боям и морским полярным путешествиям сподвижника А.В.Колчака. "Красный Октябрь" вопреки всем американским предположениям и своим техническим возможностям дотопал-таки до Врангеля и выдворил оттуда американских граждан, расположившихся на нем, как у себя дома. Установил советский флаг.

Кстати, любой американский крейсер, будь-то хаживавшие в тихоокеанских водах "Бруклин" или "Сакраменто", мог одним единственным выстрелом разнести "Красный Октябрь" в щепки.

Американцы не решились.

С недавней поры остров Врангеля вновь обезлюдел. По чисто ли экономическим или иным причинам - поди знай. Но влиятельные и предприимчивые деятели в США посматривают очень внимательно на остров вовсе не одного лишь принципа ради. Не сегодня-завтра он окажется в самом центре нефтегазопромыслов. Непотопляемая платформа с возможностью развернуть здесь хорошую базу. А это пахнет приличными доходами. И вырвать правдами или неправдами остров Врангеля у России - дело перспективнейшее.

В водах Беринговых

Именно здесь проходит непосредственная граница между Россией и США. Всего около 50 километров Берингова пролива. И как раз в этом районе завязан узел непосредственных приграничных трений с американской стороной.

Года два назад по СМИ прокатилось сообщение о позиции Независимой группы надзора за внешней политикой США: американские добровольные "надзиратели" за Госдепом США донесли до широкой общественности глубокое возмущение опять же аляскинцев в связи с "передачей России" 9 американских островов (включая Врангеля).

Этих островов на обычных картах, а уж тем более на глобусах, вовсе не разглядеть. Ибо острова Генриэтты, Беннета, Геральд, Медный, Малый Диомид, Морского котика и Морской выдры - строго говоря, скалы и рифы. И соль не в этих клочках суши - в акватории. Все те же перспективы на нефть и газ. И давно известные рыбные богатства.

Что касается самих островов - их никто и не передавал. Были и есть российские. Американский сыр-бор - лишь продолжение их арктических интересов, запросов, требований и аппетитов. Эдакая северная дуга экономической ПРО как противороссийской обороны.

А вот линия разграничения по Берингову морю уже прогнулась. И не в нашу пользу. Зато в нашу сторону. Постарались в 1991 г. Э.Шеварнадзе и М.Горбачев, сподобившиеся на Соглашение о линии разграничения морских пространств в Беринговом и Чукотском морях. Между прочим, в американской редакции - о линии границы. Это Соглашение, трудовой подарок "общечеловеков" так и не состоявшемуся "общему дому", ни досиживавшими свой последний час советскими, ни российскими парламентариями так и не было ратифицировано. Более того, Госдума, денонсировав его, приняла решение о восстановлении "прав России на 40 тыс. кв. км акватории Берингова моря".

США в 1991 г. договор быстренько ратифицировали. И немедленно распространили на "новоприобретенные" просторы режим своей охраны. В итоге, сегодня здесь два толкования и понимания линии разграничения. В эти ножницы и сети попал недавно дальневосточный траулер "Черняево". А общие потери наших рыбаков уже составили более 1 млрд долларов.

Только же кому им теперь предъявить иск? Э.Шеварнадзе, поставившему ничтоже сумняшеся свою подпись? Разогнались!.. Благословившему его М.Горбачеву? Держи карман шире!

А кому теперь отстоять нашу территорию, за которой кроятся 16 процентов прогнозируемых мировых запасов нефти и газа? Нашему правительству? Энтузиазма не проявлено.

Конечно, можно вновь развести пары дожившего и покачивающегося на волнах в бухте Золотой Рог (в качестве экспоната военно-морского музея) пароходика "Красный Октябрь". Да только нам теперь топят безнаказанно и атомный подводный крейсер.

Курильский пожар

Судя по тому, что о предстоящей сдаче Южных Курил заговорило такое подневольное лицо, как российский посол в Японии, горят они ныне у нас самым синим пламенем. Свершается то, на что не решился даже "безгалстучный" Б.Н.Ельцын. Человек определенных принципов сменился на лиц с неопределенными поступками.

Говорить о какой-либо серьезной правовой основе японских требований вернуть острова не приходится. В этом отношении Япония их потеряла за первую половину ХХ века дважды. Вначале - вероломно нарушив все прежние договора развязыванием русско-японской войны 1904-1905 гг. с нападением не только на Порт-Артур, но и на собственно российскую землю: на Сахалин, Камчатку и Командорские острова. За сим последовал Портсмутский мир, который Советский Союз в политической части и ответственности за потерю территорий не признал. И потому в 45-м, по праву победителя, вернул себе так или иначе утерянное.

А вот почему нынешняя российская власть с таким загадочными упорством делает шаг за шагом навстречу японским претензиям - как бы загадка. И, возможно, более других к разгадке близок былой начальник внешней разведки и последний председатель КГБ СССР Л.Шебаршин, кто сказал еще осенью 1993 г.: "Кто в российском правительстве давал такие заверения, я говорить не буду, но я знаю конкретно, кто продавал японцам Южные Курилы и говорил, что все будет в порядке".

Судя по всему, эти люди по-прежнему в силе и давят на российскую власть, дабы японцы в сердцах их не выдали.

Судя по тому же всему, где-то в глубинах негласного мирового правительства, мировую власть имущих, Южные Курилы предусмотрены как то главное звено, ухватившись за которое можно будет вытянуть и всю цепь предстоящих потерь на российском Дальнем Востоке. Да и не только тут. И уже заготовлены в вариантах сценарии дальнейшего развития событий.

И для начала будет закрыт вопрос об объявлении Россией Охотского моря как своего внутреннего. А во-вторых, японское понятие "северные территории" наполнится новым содержанием. Северными Курилами для начала, чтобы к середине ХХ1 века решить и эту "проблему" в свою пользу.

Туманганский нарыв

Он связан с недавней демаркацией российско-китайской границы на самой южной ее части. Подле озера Хасан.

Если в Арктике российская власть запросто кинулась сотнями тысяч километров, в Беринговом море борьба идет за десятки тысяч, здесь шла битва за гектары. Но какие!

Для нас это были метры, пропитанные кровью, героизмом и славой пограничников и бойцов ОКДВА летом 1938 г. Начиная со знаменитой сопки Заозерной, вокруг которой развернулись боевые события и на которой в конце-концов был вновь поднят советский флаг. Все это с благославления наших собственных правительственных экспертов отходило к Китаю. Отдадим должное ныне опальному губернатору Приморья. И прозывай - не прозывай его заявления хоть "популизмом", хоть чем, а он сыграл свою роль в борьбе за наши святыни.

Для Китая - вероятное начало реализации Туманганского проекта. Он связан со вполне понятным желанием Китая выйти к Японскому морю со строительством здесь, на речке Туманной, мощного морского порта, который позволил бы стремительно преобразовать здешние земли. До моря всего ничего - только 12 км по прямой и 18 по самой реке. Реку без труда можно превратить в морской канал. Для этого достаточно согласия российской или корейской стороны, для кого Туманная, она же Туманган, - линия границы. Сегодня для всех трех сторон это - Туманганский нарыв.

Не будем говорить за корейцев. С нашей стороны появление нового мощного морского порта в Японском море - ущерб собственному портовому хозяйству всего юга Приморья. И, если демаркация в конце-концов состоялась, то Туманганская проблема остается. Сродни мине замедленного действия, заложенной под главные опоры Приморского края.

Амурский кинжал

От Хабаровска до границы не так уж много - 25 километров. Сегодня. Назавтра же, если согласиться с требованиями КНР отдать им амурские пойменный острова Большой Уссурийский и Тарабаров, она пройдет по самому городу. По его прибрежной черте. Причем в самой развитой и населенной его части - в Индустриальном районе. И от Красной речки до Утеса поднимутся пограничные вышки. А пограничный режим должен войти в обиход города. Хабаровчан такая перспектива не радует. В городе жива память о событиях на Даманском и о переменности наших приграничных отношений по Амуру и Уссури.

Здесь, перед Хабаровском, по протоке Казакевичевой, проходит единственный на Амуре недемаркированный участок.

Специалисты уже обратили внимание на необычно стойкий характер китайских претензий на эти острова. Претендовал в начале ХХ века императорский Китай. Затем это была гоминдановская Китайская республика. Ныне претензии поддерживает и народный Китай. Смена политического строя ничего не меняла. Очевидно, суть в неких мощных государственно-национальных интересах.

Все начинается с того, что острова Б.Усурийский и Тарабаров - это кинжал, приставленный к горлу Хабаровска, важнейшего транспортного узла на Дальнем Востоке.

Острова давно обжиты, освоены и включены в планы перспективного развития города. Как только на Б.Уссурийский в районе города шагнет капитальный мост, здесь начнется самое бурное строительство. Несмотря на все нынешние экономические трудности.

Над ними проходит глиссада взлета - посадки Хабаровского аэропорта. Через Б.Уссурийский Проложена резервная линия Транссиба, дабы выручить Приморье в случае разрушения моста.

Любой командир взвода вам скажет: расположившись на островах, можно с помощью обыкновенного стрелкового оружия вмиг парализовать работу всех портов Хабаровска, прервав в том числе традиционный перевал грузов северного завоза.

Но, как ни странно, для создания нам трудностей не надо никакого оружия. И островов как таковых. Достаточно существования самой проблемы. А точнее - угрозы их отторжения. Как и диковинного их статус-кво: на наших картах граница проходит там, где она всегда была. По первым же договорам с Китаем в Х1Х веке. На современных китайских острова включены в состав КНР. Вместе со всеми постройками и жителями поселка Уссурийский. И сегодня любой правоверный гражданин Китая, взяв в руки китайскую карту, преспокойно может пойти на нарушение нашей границы. Что и бывает время от времени. Даже карту показывают нашим пограничникам. А приезжие китайцы, кого немало в Хабаровске, с полным для них основанием показывают пальцем на острова, в нескольких десятков метров от центра города, и говорят: это наша земля.

Существование подобных нелепостей и проблемы более всего становится понятным, если задуматься над их последствиями. Представьте себе: какой серьезный инвестор станет вкладывать деньги здесь, где в любой момент может вспыхнуть тяжелый международный конфликт? И что думать тем заинтересованным сторонам, кому нужны перспективные нефте- и газопроводы Сибирь - АТР? Проводить их в обход Хабаровска в условиях полного бездорожья или перекинуть через острова, что намного дешевле? А риск?

По убеждению дальневосточных экономистов, передача островов Б.Уссурийский и Тарабаров КНР в одночасье нанесет нам ущерб в 3-4 миллиарда долларов. Начиная с потери уже вложенных средств, с переноса Хабаровского аэропорта и обустройства границы на новых участках. В обозримом будущем это триллионы.

И не случайно китайские заинтересованные лица постоянно интересуются: как там с Курилами, а японские - как там с амурскими островами Б.Уссурийским и Тарабаровым? Будто те и другие связаны одними и теми же нитями или в одних и тех же руках.

Чему же быть? Одно ясно: опасность, нависшая над российским Дальним Востоком, очень велика.

Об авторе:
Юрий Васильевич Ефименко, экономический советник дирекции Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия "Дальний Восток и Забайкалье". Выпускник факультета журналистики Московского государственного университета. Возраст 56 лет. Член Президиума ученого совета Приамурского географического общества.

> Обсудить статью в конференции
> Написать отзыв в гостевую книгу

 Copyright © 1999 by ХКЦ НИТ  Создание сервера - Агентство интернет-технологий "ДальВеб"