Объявленная
с 25 июля бессрочная забастовка пассажирского
автотранспортного предприятия № 1 скорее всего
не состоится. Такое решение, по словам
председателя профкома Василия Остапенко, должно
быть принято коллективом после встречи его
представителей с и.о. мэра Александром Соколовым.
А минувшей пятницей в течение нескольких часов
Александр Соколов по очереди беседовал с
руководителями и представителями профкомов
ХПАТП-1 и ХПОПАТ. Новый градоначальник хотел
разобраться в ситуации, сложившейся на этих
муниципальных автотранспортных предприятиях,
чтобы оценить необходимость предстоящей их
реорганизации, как это было задумано
постановлением экс-мэра Павла Филиппова.
Как известно, ХПАТП-1 и ХПОПАТ – соседи, заборы
которых находятся бок о бок. Но эта
территориальная близость, отнюдь, не
способствовала добрососедству. В последние годы
между двумя предприятиями словно черная кошка
пробежала – все больше между ними возникало
отчуждения и взаимных претензий. В ХПОПАТ
всерьез считают, что первый парк ходит в
любимчиках у мэрии, что ему несправедливо больше
дается бюджетных дотаций, а из городских
маршрутов достались самые выгодные. Поэтому, мол,
и дела здесь идут лучше, и с выплатой зарплаты
благополучнее.
Особенно накалилась обстановка минувшей
осенью, когда в ХПАТП-1 не поддержали бессрочную
забастовку соседей, за что и были обидно наречены
штрейкбрекерами. Сегодня взаимная неприязнь
чувствуется даже на уровне водителей и
кондукторов, не говоря уже о профкомах и
руководителях предприятий. В коллективе первого
парка, как бы в знак протеста, даже решили выйти
из состава профсоюза транспортников.
Понятно, что идея слияния двух предприятий на
базе ХПОПАТ была продиктована необходимостью
облегчения бремени расходов на муниципальный
транспорт. В ходе подготовки постановление
согласовывалось и “обсасывалось” многократно.
Однако, как и ожидалось, вызвало в двух
коллективах совершенно противоположную реакцию.
В Хабаровском пассажирском автотранспортном
объединении за нее были готовы проголосовать
двумя руками – тот редкий случай, когда здесь
безоговорочно поддержали мэрию. Объяснение
этому простое - под крышу производственной базы
ХПОПАТ переводится весь автобусный парк соседей,
так же, как и передаются престижные городские
маршруты. Что касается судьбы высвобождающейся
базы ХПАТП-1, где машины вынужденно зимуют на
улице, то об этом предстоит еще думать.
Возможно, так и случилось бы, если б не
воспротивился теперь уже коллектив ХПАТП-1,
который не желает ликвидации своего предприятия,
не хочет “вливаться” в нелюбимых соседей. Здесь
публично предупредили, что если постановление
мэра о реорганизации не будет отменено, то 25 июля
начнем бессрочную забастовку. На встречу с и.о.
мэра Александром Соколовым представители ХПАТП-1
пришли не только с надеждой, а и не с пустыми
руками. И к вопросу о внутренних резервах для
сокращения непроизводительных затрат, повышения
эффективности работы они были готовы. На
предприятии с трудом, но погашаются долги перед
кредиторами и по выплате заработной платы, на
котельной монтируется более экономичный котел,
планируется сократить и расходы на ГСМ за счет
более выгодных условий поставки. Жировать,
конечно, не будем, но с долгами к концу года
рассчитаемся, уверены здесь.
В ином ключе шел разговор в кабинете
градоначальника с директором ХПОПАТ Игорем
Щербаковым и председателем профкома Анатолием
Тарасенко. Суть их аргументов была до боли
знакома и выражалась в следующем: внутренние
резервы исчерпаны, положение предприятия
безвыходное, и, не ровен час, скоро совсем
пропадем. А спасти могут только бюджетные
вливания и проведение намеченной реорганизации,
то есть, когда после ликвидации ХПАТП-1 приберем к
рукам его автопарк и маршруты. При этом А.
Тарасенко пытался “настучать” градоначальнику,
что и профсоюз в ХПАТП-1 незаконный, и народ
оттуда бежит…
Александр Соколов предложил И. Щербакову еще
раз хорошенько подумать о том, что может
предприятие, не ожидая манны небесной, само
сделать для преодоления проблем, какие имеются
внутренних резервы. Я вовсе не собираюсь рубить с
плеча, когда речь идет о судьбах двух
коллективов, поэтому надо еще раз все взвесить и
просчитать, подчеркнул А. Соколов и дал поручение
подготовить распоряжение о приостановке
действия постановления о реорганизации
автотранспортных предприятий.