Тема: Гимн России: что случилось с музыкой
Отправленно Ильин А.С. от Февраль 15, 2001 at 22:13:45:
Новая аранжировка советского гимна значительно отличается от старой. Это слышит каждый, даже без ушей. Стало хуже или лучше? Мнения разные. А каковы объективные критерии? При звучании гимна в советское время я не вставал, а просто удобно сидел. К счастью, не за решеткой, а в составе школьного духового оркестра. Поэтому из уважения к талантливому композитору А.В.Александрову в данной статье я постараюсь популярно рассказать обо всех музыкальных отличиях, а также дать оценку этим отличиям с точки зрения жанра гимна. В оригинале композитора вступление гимна состояло всего лишь из одного полнозвучного мажорного тонического аккорда. Одновременно было тремоло на большом барабане, а в фортепианном переложении - октавное тремоло на басах тоники. Мажорный аккорд отнюдь не заглушался, а приобретал призывный характер. Всем сразу хотелось встать, по всему залу проходил шум откидных сидений. В нотах была указана пауза со знаком ферматы, то есть длительность паузы строго не определена, она зависит от дирижера. Дирижер ожидал, когда шум а зале затихнет. Наступившая тишина способствовала торжественности. Взмах дирижерской палочки - и начиналась мелодия, торжественность которой чувствовалась с первых же звуков (квартовый интервал от доминантовой ступени). А что мы слышим в новой аранжировке. Мажорный тонический аккорд заглушается всеми ударными инструментами и колоколами. Торжественной паузы нет. Доминантовая ступень в этом шуме уже не слышна, она замаскировалась просто как пятая ступень тонического аккорда. Вступление приобрело характер ветра, ворвавшегося в открытое окно. В музыке для гимна СССР композитор А.В.Александров применил чередование гармоний на сильных долях такта, на первой и на третьей. При этом мажорные аккорды чередуются с минорными. Во многих местах встречаются проходящие гармонии, а в басовой партии - обороты, свойственные полифонии. Поэтому под эту музыку хотелось стоять и предаваться глубоким размышлениям. А что нам предлагают новые аранжировщики. Словно чтобы отвлечь слушателей от их размышлений, повсеместно добавлены перезвоны и пассажи на высоких нотах. Задействованы все существующие ударные инструменты. Поэтому, когда я слушаю гимн в полночь по радио, я слышу не музыку, а щелчки по мозгам. Активное применение ударных инструментов для выделения сильных долей характерно для марша. Замысел аранжировщиков преобразовать гимн в марш заметен также и в связи с тем, что во втором куплете соло отдано баритонам и тромбонам. Возьмем для сравнения марш "Прощание славянки". Настолько он красив, что даже был предложен в качестве гимна, хотя это некорректно, так как "марш - узыкальное произведение, под звуки которого идут в строю" (С.И.Ожегов, словарь русского языка). В этом марше применен минимальный гармонический состав (тоника, доминанта и субдоминанта). Больше ничего и не надо для хорошего марша. Красивая мелодия при простых гармониях, чередующихся не чаще чем через такт, сопровождается простыми активными ритмическими рисунками аккомпанемента. Интересно, что музыка этого весьма вдохновляющего марша на самом деле полностью минорная, не считая доминанты, которая всегда мажорная. В той части марша, когда основную мелодию ведут баритоны, инструменты высокого диапазона имитируют дробь. Тем самым выражена твердость шага в сочетании с легкостью движения. Под эту музыку хочется бодро шагать, даже без щелчков. А что имеем в маршеобразной аранжировке гимна. Аккорды стали звучать на слабых долях - второй и четвертой, то есть просто как отклики, но однократные и акцентированные, поэтому эти аккорды воспринимаются как шлепки или приседания. Таким образом, новые аранжировщики старого гимна отклонились от жанра, исказили авторский текст композитора и принизили гармоническое богатство его музыки. Она стала слащавой и разбитной, торжественность утрачена. Рассмотренная звукозапись расценивается как попсовая халтура, состряпанная в угоду политическому руководителю. Впрочем, она адекватна выхолощенному тексту Сергея Михалкова. Ради справедливости надо отметить, что в части припева музыка испорчена меньше, чем во вступлении и в куплетах. Забавно, что президент сделал подарок коммунистам в виде проколотого резинового изделия. Я не только критикую, но и предлагаю текст гимна России, 12 куплетов и 3 припева на музыку А.В.Александрова. Разумеется, в старой авторской аранжировке. С предлагаемым текстом можно ознакомиться по ссылке: http://ilanst.narod.ru В отличие от бесцельного текста Сергея Михалкова, в отличие от сатиры Владимира Войновича, в отличие от пародии Бориса Надеждина, предлагаемый текст в соответствии с заветами А.Д.Сахарова призывает основываться на диалектике и конвергенции, хранить для потомков родную планету, быть мудрыми и честными.
Ответы:
|