История
города Хабаровска
(1946 г. и т.д.)
После окончания войны начался процесс
перевода промышленности на мирные рельсы. Эта
задача не представлялась слишком сложной. С
фронта возвращалось большое количество солдат,
которые пополняли трудовые коллективы.
Продолжилось переселение людей на Дальний
Восток.
В это время коренным образом меняется
административно- территориальное деление
Дальнего Востока. Еще в 1938 году из состава
Дальневосточного края было выделено два края –
Приморский и Хабаровский. А затем после войны
Хабаровский края стали дробить на более мелкие
части. В 1947 году из Хабаровского края выделена
Сахалинская область. 1948 – Амурская область, 1953 –
Магаданская область, 1956 – Камчатская область.
Закончилось дробление Хабаровского края
выделением из нее Еврейской Автономной области.
Таким Хабаровский край остается до сих пор. И
столицей в нем так и остался Хабаровск.
Сам Хабаровск продолжал развиваться и
строиться. Правда, это уже не были героические
годы покорения Дальнего Востока или Гражданской
войны. Поэтому и развитие проходило буднично,
почти не заметно для простых хабаровчан.
Продолжали строиться и вводиться в строй заводы
и фабрики, но их стало так много, что эти события
отмечались только в газетах. В городе началось
массовое жилое строительство, но дома были
безлики и унылы, так что внешний вид города от
этого мало что получил. В местах массового
строительства и образовывались новые
микрорайоны.
Из промышленных предприятиях построенных
до 1991 года можно отметить несколько: 1956 – завод
“Амуркабель”, 1961 – завод крупнопанельного
домостроения, 1965 – авуторемонтный завод, 1977 –
завод алюминиевых конструкций.. Расширяли свои
возможности и крупные предприятия Хабаровска –
Дальэнергомаш, Дальдизель, им. Орджоникидзе,
химфармзаводе. В 1969 году завод “Энергомаш”
выпустил первую партию газовых турбин. Так как
население города росло очень быстро, требовалось
большое количество продуктов, и в пригородах
города стали появляться птицефабрики,
свинокомплексы, тепличные комбинаты. А затем и
заводы пищевой промышленности – хлебные заводы,
мясокомбинат и даже фабрика мороженного.
Основным видом транспорта для хабаровчан
сразу после войны еще оставался железнодорожный.
Новые магистрали соединяли все больше городов
Дальнего Востока. В 60 годы проходила массовая
электрификация железнодорожных магистралей. Но
кроме привычных поездов в жизнь хабаровчан стал
входить воздушный транспорт. В 1948 году открылись
регулярные рейсы по маршруту Москва-Хабаровск, а
в 1954 году открылся аэровокзал. В марте 1970 года
Хабаровскому аэропорту присвоен статус
международного, после того как в нем приземлился
регулярный рейс из Парижа в Токио. А в следующем
году открылась линия Хабаровск – Токио. Еще
через год было построено новое здание аэропорта.
В городе развивалась система городского
транспорта. В 1949 году в Хабаровске появились
первые такси – 8 машин марки “Победа”. В 1956 году
пущена в строй первая очередь городской
трамвайной линии, которая впоследствии станет
одним из самых популярных городских транспортов.
Так же в городе продолжалась развитие
системы образования. За это время начало
–работать большое количество школ, училищ,
техникумов и вузов. Училища и техникумы теперь
стали выпускать специалистов практически для
всех отраслей промышленности. В 1958 году
организован автомобильно-дорожный институт,
впоследствии политехнический. В 1967 году –
институт физической культуры, 1968 – институте
культуры, 1970 – институт народного хозяйства и
т.д. В это же время в Хабаровске открылось большое
количество научно-исследовательских институтов,
работавших практически во всех направлениях
науки.
В это время бурными темпами развивался в
Хабаровске спорт. Еще в 1954 году футболисты
спортклуба Дома офицеров завоевали кубок
Российской Федерации. Построенные затем в
Хабаровске прекрасные по тем временам
спортивные сооружения позволяли спортсменам
города добиваться больших успехов. В сентябре 1957
года открылся стадион им. В.И. Ленина. Он стал
первым сооружением в огромном комплексе, который
уже начал строится в Хабаровске. Затем в феврале
1981 года в городе прошел XII чемпионат мира по
хоккею с мячом.
Кроме того, что Хабаровск считается одним
из самых крупных городов Дальнего Востока, он уже
в 60-70 годы и за рубежом считался промышленным,
культурным и научным центром Дальнего востока. В
разные времена в городе побывало большое
количество крупных политических деятелей разных
стран. Здесь были: Тодор Живков, Людвиг Свобода,
Густав Гусак (руководители стран
социалистического лагеря).
Город рос и развивался, так же как и вся
страна, до 1991 года. В 90-е годы вся стран переживала
период распада СССР и экономических
преобразований. В это время порвались все
промышленные и торговые связи с партнерами
практически у всех крупных предприятий города.
Начались перебои с выплатой зарплаты и пенсий.
Выполняя указ президента РФ Б.Ельцина, в 1995
году в Хабаровске прошли первые выборы –
губернатора Хабаровского края. им стал Виктор
Иванович Ишаев, который очень много сделал
впоследствии для города. А в 1996 году прошли и
первые в истории города выборы мэра. Выиграл эти
выборы, поддерживаемый губернатором, Павел
Дмитриевич Филиппов.
Хабаровск и сейчас остается крупнейшим на
Дальнем Востоке транспортным центром. Здесь
пересекаются почти все железнодорожные, речные,
воздушные и автомобильные пути. Особенно это
стало актуально после реконструкции
железнодорожного моста через Амур. В !999 году был
запущен автомобильный мост через Амур, он был
надстроен над железнодорожным полотном уже
существующего железнодорожного моста.
Так же город остается и крупнейшим
культурным центром. В городе 4 музея и 4
профессиональных театра, множество творческих
организаций – писательская, композиторская,
Союза художников, театральных деятелей,
кинематографистов, журналистов.
|